Мишина Анжелика Викторовна. Персональный сайт педагога.
Инновационный проект «Ребенок в мире экономики» для дошкольников 6-7 летАвтор: воспитательМишина Анжелика Викторовна
Актуальность проекта q Экономическое образование ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; влияет на формирование позитивных установок к различным видам труда, другим людям и самому себе (ФГОС ДО, Закон об образовании в РФ) q Экономическое образование – важный компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д. q Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно дошкольного возраста, поскольку большинство предпосылок будущей экономической деятельности человека закладывается в дошкольном возрасте, ибо “...если не сформировать ее своевременно, то могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – бесхозяйственность, неряшливость, равнодушие к поврежденным вещам, к книгам, игрушкам, материалам к играм и занятиям; больше того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации,”(А. Шатова) q Внедрение экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности (Л.Галкина, Н.Грама, Г.Григоренко, Р.Жадан, Ю.Лелюк, Н.Побирченко, А.Сазонова , А.Шатова и другие). Проблема проекта формирование основ экономической культуры дошкольников 6-7 лет в процессе интегрированных видах деятельности Объект: процесс формирования основ экономической культуры дошкольников 6-7 лет Предмет: содержание, методы, формы, приёмы формирования основ экономической культуры дошкольников 6-7 лет в процессе интегрированных видах деятельности Цель проекта «Ребёнок в мире экономики»: Создание педагогических условий для формирования основ экономической культуры дошкольников 6-7 лет Проектная гипотеза • процесс формирования основ экономической культуры у дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий: • осознания педагогами и родителями необходимости экономического образования дошкольников; • перспективно-тематического планирования процесса формирования основ экономической культуры у дошкольников 6-7 лет, воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей ; • обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию экономического образа мышления дошкольников (дидактические и настольно-печатные игры, сюжетные картинки, модели, кроссворды, тематические альбомы и т.д.) Задачи проекта • Формирование первичных представлений дошкольников об экономических понятиях и явлениях; об экономической жизни людей, семьи, общества в процессе интегрированных видов деятельности • Развитие экономического образа мышления, осознания того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя в нем. • Формирование нравственно-экономических качеств (бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, и т.д.), открывающих возможности для позитивной социализации дошкольников • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей (целях, видах, содержании, результатах), его роли в обществе и жизни каждого человека • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию умения дошкольников применять экономические представления в самостоятельной и продуктивной деятельности. • Создание условий для взаимодействия с родителями в процессе формирования основ экономической культуры дошкольников 6-7 лет. Основные понятия по проекту • Экономика — способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления ( Липсиц И.В.) • Экономическая культура (в широком смысле слова) — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект. ( М. Ф. Грищенко ) • Экономическая культура (в узком смысле слова) — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования (М.Ф. Грищенко ) • Экономическое образование – важный компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д.( Жадан Р., Григоренко Г.) • Экономическое воспитание - это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций (Шатова А.Д.) • Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности — бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки (Беляева Н. Л.) • Нравственно-экономическая воспитанность - интегративное качество личности, выражающееся в способности участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей и успеха с учётом нравственных ценностей (Шатова А.Д.) • Нравственно-экономические качества, формируемые у дошкольников (Педагогический словарь): • Бережливость - положительное качество личности, выражающееся в сохраняющем отношении к личному, общественному, семейному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и средств • Деловитость – черта личности, включающая организованность и четкость в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. • Ответственность - нравственное качество личности, отражающееся в способности человека отвечать за свои поступки. • Предприимчивость - деловое качество личности, проявляющееся в энергичности, находчивости, изобретательности, практической сметке и деловитости в решении поставленных задач. Она проявляется в выборе рационального решения, выборе рационального способа действия (напр., какие выбрать материалы для поделки), выборе своей роли в предложенной игре.
Основные разделы проекта: • «Семейная экономика» (потребности, семейный бюджет, доход, расход, заработная плата и др.) • «Труд» (профессии) • «Мир денег» (деньги, цена, обмен, бизнес, предпринимательство и др.) • «Мир товаров» (товар, услуга, реклама • «Мой город» (производство товаров, предприятия и др.) • «Экономика страны» (ресурсы страны • «Я в мире экономики» Формы методы и приемы работы с детьми: • сюжетно-ролевые игры: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Пункт обмена валюты»,«Супермаркет», «Художественный салон», «Аукцион», «Банкиры», «Рекламное агентство» и т.п. • Викторины, КВН: «Мы играем в экономику», «Знаете ли вы экономику? » и др. • Дидактические игры: «Золотые правила экономики», «Бережно - не бережно» , «Различие в потребностях», «Товарный поезд», «Фея бережливости», «Придумай загадку о профессии», «Угадай, что я рекламирую», «Секреты Мистера Эконома», «Выгодно-невыгодно», «Товар или услуга?», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» и т.п. • Художественно-творческая деятельность: «Моя бережливая семья», «Труд моих родителей», «Профессия, о которой я мечтаю», «Придумай рекламу», «Деньги будущего», «Как беречь воду» • «Мастерская по ремонту книг» • Беседы «В гостях у царицы Экономики», «Экономика в жизни моей семьи», «Профессии моих родителей бабушек и дедушек», «Нужные профессии в городе», «Как создают рекламу», «Каков товар – такова и его цена», «Денежные знаки разных стран мира», «Порядок время бережет» и т.п. • Рассказ • Чтение художественной литературы по ознакомлению с экономическими понятиями : А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Бр. Гримм «Бременские музыканты» (потребности); Ш.Перро «Золушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (труд); Н.Носов «Незнайка на луне» (профессии); С.Аксаков «Аленький Цветочек», Ф. Хагер «Продавец и лось» (товар); народная сказка «Заработанный рубль», Г. -Х. Андерсен «Огниво» (деньги); С.Михалков «Как старик корову продавал», Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля» (реклама) • Чтение пословиц и поговорок • Просмотр презентаций «Всех профессий на свете не счесть», «История происхождения денег», «Учимся экономить», «Путешествие в прошлое электрической лампочки», «Путешествие на машине времени (история транспорта)» и т.п. • Виртуальные экскурсии «Предприятия нашего города», «Путешествие на фабрику сладостей», «Подземные богатства России», «Природные богатства Донского края» и т.п. • Экономические задачи: «Где быстрее купят?», «Подарки друзьям», «Покупка дома», «Где купить?», «Находка», «Богатство Буратино», «Кто больше получил прибыль?» • Ярмарка • Коллекционирование • рассматривание иллюстраций • Настольно-печатные игры • экспериментирование • Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества • Проблемные ситуации «Как вести себя в супермаркете?», «Если бы я был богатым…», «Встреча в ремонтной мастерской», «Как сберечь природные богатства земли?», «Что произойдет, если вода исчезнет?» и т.п. • Моделирование
• Дети владеют элементарными представлениями из области экономической жизни людей: представлениями об экономических понятиях; начальными знаниями о труде людей, потребностях семьи; проявляют интерес к окружающим явлениям современного социума. • Дети владеют экономическими умениями : применяют имеющиеся знания в игровой, трудовой, художественно-творческой деятельности и умеют опираться на эти знания в поведении, общении со взрослыми и сверстниками; овладевают способностью к выбору, взаимопомощи, умением находить свое место в общем деле, стремлением к сотрудничеству, достижению поставленной цели. • Дети владеют нравственно-экономическими качествами личности (проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости); умеют оценивать проявление этих качеств у сверстников; обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе Этапы реализации проекта • 1 этап – Поисково-планирующий (июль-август) • Планирование реализации проекта «Ребёнок в мире экономики»: сбор информации, материалов для реализации проекта; разработка планов работы с детьми по формированию экономического образования; обсуждение плана работы с родителями воспитанников; привлечение родителей к предстоящей творческой работе • 2 этап –реализационный -практический (сентябрь-апрель): • Создание предметно-пространственной экономической среды в группах, • взаимодействие с родителями (сбор фотографий, эмблем, рекламных листовок, подготовка презентаций о профессиях родителей, изготовление плакатов, альбомов, составление кроссвордов, ребусов на экономические темы и др.) • организация разнообразной деятельности детей (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры, виртуальные экскурсии, чтение художественной литературы, творческие задания, викторины, решение экономических задач , проблемных ситуаций и др.); • самостоятельная творческая деятельность детей: поделки, рисунки, альбомы ,выпуск газет, выставка плакатов и пр.) • 3 этап –заключительный-презентационный (май- июнь): • оценка результатов качества развития у дошкольников 6-7 лет основ экономической культуры • обобщение опыта и определение результата практической деятельности • Организация презентации проекта через различные формы (открытые мероприятия для родителей, выставки поделок, рисунков, альбомов, ярмарки и др.)
1 февраля 2017 в 22:07
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.