Мишина Анжелика Викторовна. Персональный сайт педагога.

Инновационный проект «Ребенок в мире экономики» для дошкольников 6-7 лет

 Автор: воспитательМишина Анжелика Викторовна

 

Актуальность проекта

q Экономическое образование ребенка открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; влияет на формирование позитивных установок к различным видам труда, другим людям и самому себе  (ФГОС ДО, Закон об образовании в РФ)

q Экономическое образование – важный компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д.

q   Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно дошкольного возраста, поскольку большинство предпосылок будущей экономической деятельности человека закладывается в дошкольном возрасте, ибо “...если не сформировать ее своевременно, то могут проявиться отрицательные стороны в поведении детей – бесхозяйственность, неряшливость, равнодушие к поврежденным вещам, к книгам, игрушкам, материалам к играм и занятиям; больше того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации,”(А.  Шатова)

q Внедрение экономического образования необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности (Л.Галкина, Н.Грама, Г.Григоренко, Р.Жадан, Ю.Лелюк, Н.Побирченко, А.Сазонова , А.Шатова  и другие).

Проблема проекта

формирование основ экономической  культуры дошкольников 6-7 лет в процессе интегрированных видах деятельности

Объект: процесс формирования основ экономической  культуры дошкольников 6-7 лет

Предмет: содержание, методы, формы, приёмы формирования основ экономической  культуры дошкольников 6-7 лет в процессе интегрированных видах деятельности

Цель проекта «Ребёнок в мире экономики»:

Создание педагогических условий для формирования основ экономической культуры дошкольников 6-7 лет

Проектная гипотеза

• процесс формирования основ экономической  культуры  у  дошкольников 6-7 лет будет протекать эффективно при соблюдении следующих условий:

• осознания педагогами и родителями необходимости экономического образования дошкольников;

• перспективно-тематического планирования процесса формирования основ экономической  культуры  у  дошкольников 6-7 лет,  воспитания ценностного отношения к собственному труду, труду других людей ;

• обогащения развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию экономического образа мышления дошкольников (дидактические и настольно-печатные  игры, сюжетные картинки,  модели, кроссворды, тематические альбомы и т.д.)

Задачи проекта

• Формирование первичных представлений дошкольников об экономических понятиях и явлениях; об экономической жизни людей, семьи, общества  в процессе интегрированных видов деятельности

• Развитие экономического образа мышления, осознания того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя в нем.

• Формирование нравственно-экономических качеств (бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, и т.д.),  открывающих возможности для  позитивной социализации дошкольников

• Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей (целях, видах, содержании, результатах),  его роли в обществе и жизни каждого человека

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию умения дошкольников применять экономические представления в самостоятельной и продуктивной деятельности.

• Создание условий для взаимодействия  с родителями в процессе  формирования основ экономической культуры  дошкольников 6-7 лет. 

Основные понятия по проекту

Экономика —  способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления ( Липсиц И.В.)

Экономическая культура (в широком смысле слова) — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект. ( М. Ф. Грищенко )

Экономическая культура  (в узком смысле слова) — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования (М.Ф. Грищенко )

 Экономическое образование – важный компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д.( Жадан Р., Григоренко Г.)

Экономическое воспитание - это результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйского отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций  (Шатова А.Д.)

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс формирования нравственно-экономических качеств личности — бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости, а также усвоение знаний об экономической жизни людей, ориентированных на ценностные установки (Беляева Н. Л.)

Нравственно-экономическая воспитанность  - интегративное качество личности, выражающееся в способности участвовать в экономических отношениях, ориентируясь на общепринятые моральные нормы, а также в готовности к достижению собственных экономических целей и успеха с учётом нравственных ценностей  (Шатова А.Д.)

Нравственно-экономические качества, формируемые у дошкольников (Педагогический словарь):

Бережливость - положительное качество личности, выражающееся в сохраняющем отношении к личному, общественному, семейному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и средств

Деловитость – черта личности, включающая организованность и четкость в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижении поставленной цели.

Ответственность  - нравственное качество личности, отражающееся в способности человека отвечать за свои поступки.

Предприимчивость  - деловое качество личности, проявляющееся в энергичности, находчивости, изобретательности, практической сметке и деловитости в решении поставленных задач. Она проявляется в выборе рационального решения, выборе рационального способа действия (напр., какие выбрать материалы для поделки), выборе своей роли в предложенной игре.

 

Основные разделы проекта:

«Семейная экономика» (потребности, семейный бюджет, доход, расход, заработная плата и др.)

«Труд» (профессии)

«Мир денег» (деньги, цена, обмен, бизнес, предпринимательство и др.)

•  «Мир товаров» (товар, услуга, реклама

«Мой город» (производство товаров, предприятия и др.)

•  «Экономика страны» (ресурсы страны

«Я в мире экономики»

Формы методы и приемы  работы с детьми:

 сюжетно-ролевые игры: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет», «Пункт обмена валюты»,«Супермаркет», «Художественный салон»,   «Аукцион», «Банкиры», «Рекламное агентство»  и т.п.

Викторины, КВН: «Мы играем в экономику», «Знаете ли вы экономику? » и др.

Дидактические игры:  «Золотые правила экономики»,  «Бережно - не бережно» , «Различие в потребностях», «Товарный поезд», «Фея бережливости», «Придумай загадку о профессии», «Угадай, что я рекламирую», «Секреты Мистера Эконома», «Выгодно-невыгодно», «Товар или услуга?», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь» и т.п.

Художественно-творческая деятельность: «Моя бережливая семья», «Труд моих родителей»,  «Профессия, о которой я мечтаю», «Придумай рекламу», «Деньги будущего»,  «Как беречь воду»

 «Мастерская по ремонту книг»

Беседы  «В гостях у царицы Экономики»,  «Экономика в жизни моей семьи», «Профессии моих родителей бабушек и  дедушек», «Нужные профессии в городе», «Как создают рекламу», «Каков товар – такова и его цена», «Денежные знаки разных стран мира», «Порядок время бережет» и т.п.

Рассказ

Чтение художественной литературы по ознакомлению  с экономическими понятиями :  А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Бр. Гримм «Бременские музыканты» (потребности);   Ш.Перро «Золушка»,  В.Одоевский «Мороз Иванович»,  А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (труд); Н.Носов «Незнайка на луне» (профессии);  С.Аксаков «Аленький Цветочек», Ф. Хагер «Продавец и лось» (товар); народная сказка «Заработанный рубль»,  Г. -Х. Андерсен «Огниво» (деньги); С.Михалков «Как старик корову продавал», Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля» (реклама)

Чтение пословиц и поговорок

Просмотр презентаций «Всех  профессий на свете не счесть»,  «История происхождения денег»,  «Учимся экономить», «Путешествие в прошлое электрической лампочки», «Путешествие на машине времени (история транспорта)» и т.п.

 Виртуальные экскурсии «Предприятия  нашего города», «Путешествие на фабрику сладостей», «Подземные  богатства России», «Природные богатства Донского края» и т.п.

Экономические задачи: «Где быстрее купят?», «Подарки друзьям», «Покупка дома», «Где купить?», «Находка», «Богатство Буратино», «Кто больше получил прибыль?»

Ярмарка

Коллекционирование

рассматривание иллюстраций

Настольно-печатные игры

экспериментирование

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Проблемные ситуации «Как вести себя в супермаркете?», «Если бы я был богатым…», «Встреча в ремонтной мастерской»,  «Как сберечь природные богатства земли?», «Что произойдет, если вода исчезнет?»  и т.п.

Моделирование


Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
 
 

• Дети владеют элементарными представлениями из области экономической жизни людей: представлениями  об экономических понятиях; начальными знаниями о труде людей, потребностях  семьи;  проявляют интерес  к окружающим явлениям современного социума.

• Дети владеют экономическими умениями : применяют  имеющиеся знания в игровой, трудовой, художественно-творческой  деятельности и умеют  опираться на эти знания в поведении,  общении со взрослыми и сверстниками;  овладевают способностью к выбору, взаимопомощи, умением находить свое место в общем деле, стремлением  к сотрудничеству, достижению поставленной цели.

•  Дети владеют  нравственно-экономическими качествами  личности  (проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости); умеют  оценивать  проявление этих качеств у сверстников;   обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе

Этапы реализации проекта

1 этап –  Поисково-планирующий (июль-август)

• Планирование реализации проекта «Ребёнок в мире экономики»: сбор  информации, материалов  для  реализации  проекта; разработка планов работы с детьми по формированию экономического образования; обсуждение  плана  работы  с родителями воспитанников; привлечение родителей к предстоящей творческой работе

2 этап –реализационный -практический (сентябрь-апрель):

• Создание предметно-пространственной  экономической среды в группах,

• взаимодействие  с родителями (сбор фотографий, эмблем, рекламных листовок, подготовка презентаций  о профессиях  родителей, изготовление плакатов, альбомов, составление кроссвордов, ребусов на экономические темы и др.)

• организация  разнообразной  деятельности детей (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры, виртуальные экскурсии,  чтение художественной литературы, творческие задания, викторины, решение экономических задач ,  проблемных ситуаций и др.);

• самостоятельная творческая деятельность детей: поделки, рисунки, альбомы ,выпуск  газет, выставка  плакатов  и пр.)

3 этап –заключительный-презентационный (май- июнь):

•  оценка результатов качества  развития у дошкольников 6-7 лет  основ экономической  культуры

• обобщение опыта и определение результата практической деятельности

• Организация  презентации проекта  через  различные  формы (открытые  мероприятия для родителей, выставки поделок, рисунков,  альбомов,  ярмарки и др.)

 

 

 

 

 

 

 

1 февраля 2017 в 22:07

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.